Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Основная школа д.Федорково»

Утверждаю

Е.В.Прыщак

 

 

 

 

 

Рабочая программа кружка

«Разноцветная мозаика»

для учащихся 5-8 классов

 

 

Учитель технологии:

Сотникова Татьяна Юрьевна

 

 

 

 

 

 

Д.Федорково

2019 год

 

 

 

Пояснительная записка

            Очень популярным в последнее время становится такой вид рукоделия, как пэчворк (от англ. patchwork). Это вид рукоделия, при котором из разноцветных лоскутков ткани по принципу мозаики сшивается цельное изделие с определённым рисунком. В результате этого увлекательного процесса можно получить вполне узнаваемые изображения каких-то предметов, правильные орнаменты или непредсказуемые причудливые узоры. С помощью обычной иголки, нитки и ткани искусные мастерицы создают настоящие шедевры лоскутного шитья! Изначально лоскутки сшивались исключительно из-за экономии материала, и лоскутное шитьё имело совершенно конкретные задачи. Сегодня же лоскутное шитьё — это желание создавать красоту, а главное наслаждаться этим поистине волшебным действием. Декоративные панно, прихватки для кухни, стёганые покрывала, стилизованные лоскутные одеяла и подушки, а также модная одежда для детей и взрослых — радуют наш взор.

            Существует множество видов и техник работы с лоскутками. Чтобы узнать и понять основы лоскутного шитья необходимо познакомиться хотя бы с некоторыми видами этого интересного занятия

            Познакомимся с тремя основными этапами техники лоскутного шитья. Подбор исходного материала. Для начала необходимо собрать все имеющиеся остатки и обрезки тканей. Затем их нужно рассортировать по фактуре и цвету, а потом приступить к созданию схемы будущего изделия. Иногда делается наоборот: сначала задумывается узор, а затем из имеющихся или специально купленных тканей нарезаются заготовки. В этом случае первый и второй этапы просто меняются местами.

Создание эскиза будущего изделия – это второй этап, который для опытных мастериц не представляет большой сложности, потому как они в совершенстве владеют различными способами сшивания лоскутов. Начинающим рукодельницам даем совет: воспользуйтесь готовыми схемами из журналов, книг или Интернета. Выглядят они примерно так: Соединение лоскутов в цельное полотно.

                  Процесс соединения лоскутков включает в себя несколько этапов: сшивание отдельных фрагментов соединение в полотно готовых блоков пришивание к готовому полотну подкладки. Кроме сшивания лоскутков существует ещё и вязаный пэчворк, где при помощи крючка и контрастной нити лоскуты соединяются друг с другом.

                  Лоскутная техника, т. е. шитьё из лоскутков – это народное прикладное искусство, имеющее многовековую историю и богатые традиции. Не случайно у разных народов в разные времена мы встречаем изделия, ставшие истинными произведениями искусства. Как художественная работа шитьё из лоскутков по сути своей очень близко к древнему искусству мозаики. Но если мозаичное панно представляет собой элемент украшения и выполняет сугубо декоративную функцию, то изделия из лоскутков приносят вместе с тем и конкретную пользу, делают наш дом не только краше, но и удобнее, уютнее. Выдержанные в едином цветовом, сюжетном или орнаментальном решении изделия из лоскутков могут придать интерьеру помещения стилевую направленность, индивидуальность. Создаваемые изделия могут выполнять не только декоративную функцию, как, например, различного рода декоративные панно и свободные композиции, но и утилитарную: сумки, пледы, подушки, покрывала, настенные и напольные ковры.

          Курс направлен на возрождение и распространение народных промыслов, национальных традиций русского народа. Изучение курса способствует развитию основ графической грамотности, образного и пространственного воображения, формируются навыки работы с чертежными инструментами и приспособлениями. Программа разработана с целью расширения и углубления знаний в области материаловедения, совершенствования умений и навыков работы на швейной машине.

          Обучение учащихся должно ориентироваться на выполнение необходимых изделий для украшения интерьера, быта, одежды. Все практические работы учащихся могут быть учебными и творческими. Трудоёмкие изделия рекомендуется выполнять коллективно.

Особое внимание в процессе изучения курса необходимо обратить на знание и точное соблюдение всеми учащимися правил безопасности труда.

           Программа кружка рассчитана на учащихся 5 - 8 классов общеобразовательных учреждений с общим объёмом 68 часа (изучение в объёме 2 часа в неделю). Основное содержание программы составляют практические работы (до 80% учебного времени), остальное время отводится на изучение теоретического материала.

 Цели и задачи программы

Цели: развивать творческие способности учащегося через формирование их познавательных исследовательских интересов, способствовать стремлению своим трудом создавать вокруг себя красоту. Углубить и систематизировать знания учащихся по национальному декоративно-прикладному искусству, включив их в общемировой контекст развития декоративно-прикладного искусства; вывести знания с уровня практического освоения материала на уровень его исторического и теоретического обобщения.

Задачи:

·        ознакомление учащихся с истоками и ролью народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;

·        освоение опыта трудовой, хозяйственно-бытовой деятельности, проектирования и создания продуктов труда;

·        развитие познавательных интересов, творческих и организаторских способностей, трудовых, коммуникативных умений, эстетического вкуса в процессе выполнения различных видов деятельности;

·        воспитание трудолюбия, уважения к мастерству, аккуратности, бережливости, творческого подхода и самостоятельности, ответственности за результаты своего труда;

 

Для достижения поставленных целей и задач будет способствовать следующие условия:

Ø Максимальная связь в процессе обучения теории с практикой. Изложение материала по любой теме рекомендуется вести от конкретных примеров работ мастеров к построению теоретических обобщений и заключений. Это не только придаст конкретность и весомость излагаемым теоретическим материалам, обеспечит их лучшее понимание и усвоение, но научит школьников эмоционально и осмысленно воспринимать произведения искусства, приблизит их к профессиональной точке зрения на предмет искусства, позволит учащимся включиться в процесс научного исследования, привьет им навыки искусствоведческой работы.

Ø Ориентировка на проблемный метод обучения; сочетание коллективных и индивидуальных форм работы учащихся. Каждый блок учебного материала имеет систему заданий, выполнение которых призвано обеспечить более глубокое, прочувствованное усвоение полученных знаний, предоставить возможность реализовать (проинтерпретировать) их в индивидуальной самостоятельной работе.

Ø Углубление изучения учебного материала за счет включения в круг изучаемых явлений произведений искусства местного (краеведческого) характера.

Ø Расширение полученных на уроках знаний в процессе посещения музеев и ознакомления с доступными музейными коллекциями, виртуальными экскурсиями.

 

Ресурсное обеспечение программы

Кадры

Учитель технологии

Материально-технические

Ручные иглы, наперсток, нитки, ножницы, картон для шаблонов и выкроек, машинка швейная.

Наглядные средства обучения

Электронные книги, журналы с изображением изделий из лоскутков, эскизы, образцы ручных и машинных швов, таблицы, интернет, готовые поделки в технике аппликации, «квилта», «пэчворка», «квилтинга»

Помещение

Кабинет технологии

Тематическое планирование

п/п

Тема разделов, занятий

теория

прак-тика

1

Вводное занятие. История развития лоскутной техники. Ассортимент изделий.

Цели и задачи курса.

Правила безопасности труда.

Технология изготовления изделий из лоскутков.

Практическая работа: определение вида ткани, определение лицевой и изнаночной стороны ткани, определение направления долевой нити на ткани.

1 ч

1 ч

2

Основы лоскутной техники

Изготовление прихватки.

Инструменты и материалы.

Изделия декоративно-прикладного искусства в интерьере современной кухни.

Составление эскиза прихватки, используя готовые варианты композиций.

Изготовление шаблонов, раскрой ткани по шаблонам с учётом направления долевой нити.

изделий декоративно-прикладного искусства в интерьере.

Смётывание деталей кроя, стачивание на швейной машине. Инструктаж по ТБ.

Отделочные работы. Определение качества готового изделия.

Окончание обработки изделия, влажно-тепловая обработка.

2 ч

16 ч

3

Техника лоскутного шитья

Изготовление варежки-прихватки.

Порядок и варианты выполнения элементов варежки. Изготовление шаблона-выкройки.

Просмотр фотографий, раскрой варежки.

Смётывание деталей кроя с утеплителем.

Стачивание деталей кроя. Инструктаж по ТБ.

Определение качества готового изделия.

Окончательная обработка варежки-прихватки. Влажно-тепловая обработка.

30 мин

5 ч 30 мин

4

Технология изготовления изделия

в технике лоскутного шитья

Изготовление панно с аппликацией.

Апликация из ткани.

Изготовление шаблонов.

Подбор тканей по цвету. Раскрой ткани.

Составление композиции из элементов.

Соединение частей композиции с основой.

Обрамление композиции натюрморта. Отделочные работы.

5 ч

5

Изготовление сумки с лоскутным орнаментом.

Виды и назначение сумок.

Порядок и варианты выполнения сумки. Составление эскизов.

Выполнение чертежа основы.

Моделирование. Подбор тканей. Раскрой.

Смётывание деталей кроя.

Стачивание деталей кроя. Инструктаж ТБ.

Определение качества готового изделия. Отделочные работы. Влажно-тепловая обработка.

1 ч

5 ч

6

Выполнение изделия на свободную тему.

Проектирование, выполнение и защита изделия.

2 ч

24 ч

7

Итоговое занятие

1 ч

1 ч

 

Итого:

 

68 ч

Содержание программы

Урок 1-2. Вводное занятие.

Цели и задачи факультативного курса. Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности труда.

История развития лоскутной техники. Возможности лоскутного шитья, его связь с направлениями современной моды. Ассортимент изделий.

Урок 3-14. Основы лоскутной техники.

Рабочее место, его организация. Инструменты, материалы, приспособления и оборудование для обучения в технике лоскутного шитья.

Гармоничное сочетание тканей по фактуре, цвету. Цветовое решение изделий. Использование прокладочных материалов.

Ручные и машинные швы, используемые в технике лоскутного шитья. Правила безопасности труда.

Эскиз, его разновидности, назначение, способы и правила выполнения.

Понятие о чертеже, схеме, их различия. Размеры, правила измерения.

Шаблон. Применение шаблонов, готовых выкроек. Подготовка материалов к работе. Использование шаблонов для раскроя элементов орнамента.

Практические работы:

Подбор тканей по фактуре и цвету. Изучение свойств прокладочных материалов, применяемых в технике лоскутного шитья.

Выполнение образцов ручных, машинных швов, используемых в лоскутном шитье.

Выполнение эскиза. Выполнение чертежа.

Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги.

Изготовление изделия в технике лоскутного шитья (мозаика из полос).

Урок 15-20. Техника лоскутного шитья.

Лоскутная мозаика. Виды лоскутного шитья. Правила безопасности труда. Базовые формы, применяемые в технике лоскутного шитья.

Шитьё из полос. Правила сборки образца по схеме «Ёлочка», «Колодец».

Шитьё из квадратов. Правила сборки образца по схеме «Шахматка».

Шитьё из прямоугольных треугольников. Правила сборки образца по схеме «Мельница», «Звезда».

Фестоны, их виды. Правила изготовления, закрепления фестонов по краю детали. Техника укладывания прямых фестонов по ярусам к центру и от центра изделия.

Отделочные материалы в лоскутной технике. Выстёгивание, правила выполнения.

Практические работы:

Выполнение эскиза, чертежа изделия в технике лоскутного шитья по схеме «Ёлочка», «Колодец». Выполнение элементов узора. Правила безопасности труда.

Выполнение эскиза, чертежа изделия в технике лоскутного шитья по схеме «Шахматка». Выполнение элементов узора.

Выполнение эскиза, чертежа изделия в технике лоскутного шитья по схеме «Мельница», «Звезда». Выполнение элементов узора. Выполнение эскиза, чертежа изделия в технике лоскутного шитья с использованием треугольных, квадратных фестонов. Закрепление фестонов по краю детали. Укладывание прямых фестонов по ярусам к центру и от центра изделия, их закрепление. Применение выстёгивания в лоскутных изделиях. Изготовление изделий. Отделка готового изделия.

Объекты труда: мозаика из полос, квадратов, прямоугольных треугольников; салфетка.

 

Урок 21-32. Технология изготовления изделия в технике лоскутного шитья.

Аппликация из ткани. Выполнение эскиза, чертежа изделия. Изготовление шаблонов, подбор тканей по цвету и фактуре. Раскрой. Технология соединения деталей лоскутной мозаики между собой. Окончательная отделка и оформление изделия. Требования к качеству изделия. Правила безопасности труда.

Практическая работа: Изготовление изделия.

Объекты труда: прихватка, коврик, сумка, подставка под горячее, настенное панно.

Урок 33-34. Итоговое занятие.

Выставка работ учащихся. Подведение итогов работы за год.

Прогнозируемые результаты:

- Овладение учащимися знаний об используемых приспособлениях и инструментах, о подборе ткани по цвету и фактуре;

- овладение детьми умений и навыков правильного выполнения изделия, соблюдая алгоритм работы и технику безопасной работы;

- сформировать устойчивый интерес детей к декоративно-прикладному искусству, шитью;

- повысить активность участия детей в творческих конкурсах, выставках, научно-практических конференциях;

- рост самостоятельности учащихся в приобретении новых знаний и умений.

 

 

 

Литература :

1.     Муханова И.Ю. Лоскутная живопись.- М.: Олма-Пресс образование. 2005.

2.     Джоанна Вали Берти. Лоскутное шитье. От простого к сложному.- М.: Эксмо. 2008г.

3.     Ксения Митителло. Чудо - аппликация. - М.: Эксмо. 2006г.

4.     Шарлотт Герлингс. Пэчворк. Пошаговые мастер-классы для начинающих/ Шарлотт Герлингс. – М.: Эксмо, 2013. – 48 с.: ил.

5.     Волшебные узоры из лоскутков. Стежка. Традиции и современные техники.- Burda, 2007г.

6.     Аппликация из ткани. Золотая коллекция идей. - М.: Аст - Пресс книга. 2004г.

7.     Лариса Денисова. Изысканный лоскут. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия.- М.: Аст- пресс книга. 2001.

8.     РикиТимс. Дизайн из полос в квилте. Серия «Секреты мастерства».- М.: Ниола- Пресс. 2007.

9.     Дейл Флеминг. Мотивы круга в квилте. Серия «Секреты мастерства».- М.: Ниола- Пресс. 2007.

10.                       Джен Кренц. Мотивы ромбов в квилте. Серия» Секреты мастерства».- М.: Ниола- Пресс. 2007

11.                       М.В.Максимова, М.А.Кузьмина. Лоскутки.- М.:Эксмо.2003.

12.                       Хайни М. Как научиться шить. Пер. М. Авдониной. – М.: Эксмо, 2005.

13.                       Журнал «Мастерская на дому» № 2, 2006 г.; № 4, 2007г.

14.                       Максимова М., Кузьмина М., Кузьмина Н. Мозаика лоскутных узоров.- М.: Эксмо, 2006.

15.                       Журналы «Чудные мгновения. Лоскутное шитьё», №1-2,3-4, 5-6, 7-8, 9-10, 11- 12, 2007г.