муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение «Основная школа д.Федорково»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете школы
Директор МАОУОШ д.Федорково
Е.В.
Прыщак
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету «Технология 5-8 класс»
Составил:
Учитель МАОУОШ
д.Федорково
Андреев Владимир
Александрович
2019
Пояснительная записка
Рабочая
программа по технологии для мальчиков 5-8 общеобразовательного
класса составлена на основе Федерального
Государственного образовательного стандарта и примерной программы основного
общего образования по направлению «Технология. Технический труд».
Изучение
технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
·
освоение
технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о
технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды
трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
·
овладение
общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования
технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения
домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных
и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
·
развитие
познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения,
интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
·
воспитание
трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости,
ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к
людям различных профессий и результатам их труда;
·
получение
опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в
самостоятельной практической деятельности.
В настоящей рабочей программе указаны названия
разделов и тем занятий, количество учебного времени, элементы содержания,
характеристики основных видов деятельности учащихся, виды контроля в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом по образовательной области
«Технология».
В рабочей программе по Технологии для 5- 8 классов
обеспечивается:
-
преемственная
связь в содержании учебных материалов с 1 -го по 5-е классы включительно,
-
реализация
развивающей и воспитывающей функции учебного предмета «Технология»,
-
реализация
дифференцированного обучения и возможности самореализации учащихся, в том числе
при выполнении творческого проекта.
С учетом индивидуальных и возрастных особенностей
учащихся в ходе дидактического процесса решаются следующие педагогические
задачи:
-выработка у учащихся осознанного отношения к учебе и
труду, гражданское трудовое становление;
-нравственное, интеллектуальное и физическое развитие
личности;
-воспитание трудолюбия, потребности в труде, уважения к
мастерам своего дела, качеств рачительных хозяев, патриотизма, заботливого и
бережного отношения к природе,
-формирование общих трудовых и начальных
профессиональных знаний, умений, необходимых для плодотворного участия в
общественном и личном производстве;
-развитие творческих способностей учащихся. В том
числе путем включения в художественную деятельность по изготовлению изделий из
конструкционных материалов, решение учебных задач с помощью методов активизации
творчества (метод АРИЗ, метод мозгового штурма, метод фокальных объектов и
др.), побуждению сознательному выбору будущей профессии.
В результате обучения учащиеся овладеют:
• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и
использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания
продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и
эстетическими свойствами;
• умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные
интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять
жизненные и профессиональные планы;
• навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов,
планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного
отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии ученик
независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность:
познакомиться:
• с основными технологическими понятиями и характеристиками;
• с назначением и технологическими свойствами материалов;
• с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений,
машин и оборудования;
• с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических
операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения
продукции на окружающую среду и здоровье человека;
• с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов,
созданием изделий из них, получением продукции;
• со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
• рационально организовывать рабочее место;
• находить необходимую информацию в различных источниках;
• применять конструкторскую и технологическую документацию;
• составлять последовательность выполнения технологических операций для
изготовления изделия или выполнения работ;
• выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для
выполнения работ;
• конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных
инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
• соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными
инструментами, машинами и электрооборудованием;
• осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и
визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
• находить и устранять допущенные дефекты;
• проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения
продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
• планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и
условий;
• распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
• формирования эстетической среды бытия;
• развития творческих способностей и достижения высоких результатов
преобразующей творческой деятельности человека;
• получения технико-технологических сведений из разнообразных источников
информации;
• организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
• изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления
интерьера;
• изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием
ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
• контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и
разметочных инструментов;
• выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и
гигиены;
• оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
• построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Результаты изучения предмета «Технология»
Изучение технологии в
основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса
«Технология» являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной
технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для
удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и
физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах
с позиций будущей социализации и стратификации;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной
деятельности;
• планирование образовательной и профессиональной карьеры;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и
эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации
своей деятельности;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического
труда.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса
«Технология» являются:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой
деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим
условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных
алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического
творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из
них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в
процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по
созданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических
процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию
технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или
письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих
потребительную стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы
данных;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании
объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой
деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в
решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения
нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и
коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым
критериям и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в
выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической
культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и
созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология»
являются:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и
технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов
труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и
технико-технологических задач;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования
материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а
также соответствующих технологий промышленного производства;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования,
применяемого в технологических процессах;
• владение кодами и методами чтения и способами графического представления
технической, технологической и инструктивной информации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла
в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования
и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности,
соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и
проектов.
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и
проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и
материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты
работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм,
стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил
санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных
результатов труда;
• выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и
технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной
задачей, сферой и ситуацией общения;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических
процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным
критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных
инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их
исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчет себестоимости продукта труда;
• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся
ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной
деятельности;
• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней
школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего
специального обучения;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере
услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями
других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении
работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов,
денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация
работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное
планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований
эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности
интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в
процессе коммуникации;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом
требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными
инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных
технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом
технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Основное содержание курса
В соответствии с учебной программой по Технологии,
рабочая программа состоит из следующих разделов:
-
технология ручной
обработки древесины и древесных материалов;
-
технология ручной
обработки металлов и искусственных материалов.
-
технология
машинной обработки металлов и искусственных материалов;
-
технология
художественно-прикладной обработки материалов;
-
технология
домашнего хозяйства;
-
технология
исследовательской и опытнической деятельности.